В целях оказания эффективной помощи семьям, состоящим на социальном обслуживании, в том числе в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, в Комплексном центре социального обслуживания населения г. Казани реализуется программа «Живи. Дыши. Чувствуй».
В рамках программы проводятся семейные консультации, родительский всеобуч, детско-родительские тренинги с целью укрепления внутрисемейных отношений, основанных на любви, уважении, доверии и взаимопонимании. Особое внимание специалисты уделяют семьям, находящимся в социально опасном положении, где нередко дети сталкиваются с жестоким обращением, не только физическим, но и психологическим, эмоциональным. В таких семьях обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего увеличиваются риски суицидального поведения несовершеннолетних. Это подтверждается и результатами мониторинга, выявляющего высокий уровень тревожности и суицидального риска у несовершеннолетних.
Программа «Живи. Дыши. Чувствуй» заняла 1 место в Республиканском конкурсе социальных программ на лучшую организацию социально-реабилитационной работы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, организованном Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в 2024 году.
Программа построена на основе методологии системной семейной терапии – работа не отдельно с ребенком, а со всей семьей: выявление причин симптоматического поведения ребенка, поиск путей коррекции, применение методов реверсирования, исследование генограммы – все это способствует раскрытию и активизации всех возможных ресурсов каждого члена семьи для решения проблем ребенка и улучшения микроклимата в семье.
В работе используются оборудование интерактивной среды сенсорной комнаты, арт-терапевтические техники, песочная терапия, сказкотерапия, работа с метафорическими ассоциативными картами, изотерапия, работа с пластилином, что способствует формированию у ребенка чувства безопасности, доверия и готовности раскрыться, исключает его ретравматизацию.
Важный психотерапевтический эффект имеет совместное творчество родителей и детей. Особое внимание в коррекционном процессе уделяется развитию навыков самонаблюдения и самопомощи. Реализация такого подхода достигается за счет внедрения в работу с несовершеннолетними такой формы активности, как ведение дневников. В рамках программы разработано два вида дневников: для несовершеннолетних, совершивших попытку суицида, – «Со смыслом каждый день» и для несовершеннолетних группы риска – «Пробуждение». Ведение дневников свойственно подростковому возрасту, так как они стремятся к самоанализу, хотят познать себя и свои чувства.
Комплексность программы предполагает разделение всех несовершеннолетних 10–17 лет и их родителей на три целевые группы в зависимости от степени выраженности суицидальных рисков, выявленных на основании комплексной психологической диагностики. Таким образом, программа работает как на первичную, так и на вторичную и третичную профилактику.
Для каждой из трех целевых групп разработаны циклы занятий, ориентированные на конкретную целевую группу и решение специфичных задач.
За год реализации социально-психологической программы «Живи. Дыши. Чувствуй» проведена психокоррекционная работа со 148 несовершеннолетними целевой группы и их законными представителями, достигнуты следующие результаты:
улучшено психоэмоциональное состояние (снижен уровень тревожности и безысходности) у 97 % участников целевой группы;
укреплена самооценка, чувство собственной значимости у 89 % участников;
повышен уровень стрессоустойчивости у 85 % участников;
улучшено качество общения и межличностного взаимодействия у 85 % участников;
сформированы навыки самонаблюдения и самопомощи у 95 % участников;
снижена выраженность суицидальных факторов у 99 % участников целевой группы;
повышен уровень психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания несовершеннолетних детей у 90 % родителей.
Таким образом, социально-психологическая программа «Живи. Дыши. Чувствуй» представляет собой объемный целостный конструкт, начиная с работы над неосознаваемыми переживаниями и заканчивая работой в случае совершенной попытки суицида.